«  Май 2024  »
20212223242526

В 2008 году наша семья впервые в жизни вырвалась заграницу. Захлестнувшие нас впечатления вылились в этот рассказ. Можно скачать альманах, который мы сделали  - кроме текста, он содержит много фотографий.

Анна Ведерникова

Наша Тураша

Баня

На улице больше 40 градусов и такая влажность, будто мы в русской бане. Ночью на улице плюс 27, но вывешивать полотенце на просушку бесполезно: из-за влажности оно не высыхает за ночь. Зато высыхает в номере отеля, где работает кондиционер и вполне комфортный климат. Другое дело, если кондиционер работает всю ночь, тогда становится очень холодно; а с выключенным кондишном уже через десять минут комната начинает превращаться в баню. На седьмой день мы наконец нашли выход и ночью спали под шерстяным одеялом. Как ни смешно, но это лучший выход.

Высокая влажность удивила нас ранним утром, когда мы только вышли из здания аэропорта. В зале паспортного контроля, где мы стояли длинную очередь и стыдили группу украинских подростков, желавших проскочить без очереди, было душно, но то, что ждало нас при выходе, было неожиданнее всего. Баня.

Сотрудники Пегаса посадили нас в большой белый автобус, и вскоре мы отправились из аэропорта Анталии до отеля. Первое, что бросалось в глаза - пальмы. Всех сортов и размеров. И вообще все деревья совершенно не похожи на наши, но голова продолжает сравнивать их с сибирскими: это похоже на наш тополь, а это - на клён… Второе - автомобили. Их мало, особенно импортных. Местные, турецкие, немного похожи на пёсью морду: у них сильно выступающий капот.

Сказка начинается.

Торгуют все!

Мы едем по неизвестной стране, где всё совсем не так. Небольшие двух-трехэтажные домики у обочин, скорее похожие на наши коттеджи и дачи, чем на место постоянного жилья. В каждом доме, выходящем к дороге, нижний этаж занимает магазин. Магазин, по сути, имеет три стены: передняя отсутствует, товар выходит к покупателю. Прилавков нет совсем, что бы ни продавалось: горшки, статуи, продукты, сувениры, майки, - всё в открытом доступе. Дома изначально стоятся с магазином в нижнем этаже. Это видно по недостроенным домам.

Едем в отель. Обилие теплиц. Это потом нам расскажут, что теплицы тут не для сохранения тепла, как в сибири, а для защиты от палящего солнца. Банановые плантации. Это потом мы узнаем, что они банановые, и что удивившее нас чудо на пальме - это цветок банана, огромный, красновато-серый, он похож скорее на спящую днем летучую мышь.

Местные бананы - (их называют королевскими) - небольшого размера, очень сладкие и стоят 2.5 доллара за 1 кг. Это очень дорого, говорят турки. Однако самым дорогим в Турции продуктом является мясо. Говядина и баранина стоят 15 долларов за 1 килограмм и мясо - скорее деликатес, чем повседневная пища. В отеле нас кормят овощами, баклажанами, приготовленными миллионом способов, очень вкусны местные огурцы, узенькие, сладкие.

Мы едем в отель. Гид рассказывает нам о Турции и о том, как здесь принято торговаться. Торговцы на рынке потом признаются мужу за сигареткой, что гиды бессовестно подставляют их таким образом. Торговаться можно на скотном рынке, на восточном базаре, но в курортной зоне в бутиках маленьких рынков цены являются практически фиксированными из-за очень высокой арендной платы в этой зоне. Однажды мы попытались торговаться с лавочником а Аланье: свежевыжатый сок - 1 доллар, два банана - 1 доллар; мы попросили два фреша, а затем сказали: хотим три банана за 1 доллар. Лавочник ответил «без проблем» и сунул нам полугнилой банан. Наши попытки обменять его на менее гнилой закончились ответом «подарок» и ножом, которым можно вырезать гниль.

Мы едем в отель. Проезжаем поля и небольшие поселки. Иногда прямо в поле встречается странное сооружение, вроде квадратного навеса из палок. Только на обратном пути, проезжая мимо не ранним утром, а днем, мы увидим, что это - придорожные торговые точки. В одной продуют арбузы, в другой развернулась кофейня с подушками…

Мы проезжаем узкую речку, вода в которой изумрудно-зеленого цвета. Это река Манавгат. Через несколько дней мы отправимся на экскурсию в Грин Каньон, местечко, где запруженная дамбой река Манавгат в горах образует большое зеленое озеро. Мы будем рыбачить в озере (семьдесят человек на семьдесят квадратных метров пристани со спиннингами, одна на всех пойманная рыбёшка - рыбалка поистине экстремальная!). Мы будем купаться в его холодной воде (после моря и нагретых солнцем бассейнов вода кажется холодной, наверное, около 24 градусов). Мы будем кататься по озеру на огромном катамаране, битком набитом туристами и сделаем кучу фотографий, вот только тем, кто там не был, зеленая вода, наверное, покажется не совсем чистой и с запахом тины. Ничего подобного. Это просто чистейшая горная зеленая вода.

Мы делаем остановку на пописить-попить. Маленький магазин рядом с бензозаправкой. Куча знакомых брендов в совершенно незнакомых упаковках. «Нести» лимон с мятой, черная «кока-кола», пять или шесть сортов «фанты» и столько же - «спрайта»… Ни одного ценника. У выхода молодой турок оглядывает бутылку и назначает цены. Стеклянная бутылочка «Швеппс» 200 мл - 2 доллара, литровая «Кола» - 5 долларов. Я выхожу и, смеясь, рассказываю Мише, как только что отдала за Колу 120 рублей. Он возмущен их ценами. Мы еще не знаем, что маленькая бутылка газировки будет везде стоить 2-3 доллара, пиво - 3-4 доллара и только стакан минералки - 1 доллар. В нашем отеле все это бесплатно, но если мы куда-то выезжаем на экскурсии, нас кормят бесплатно, отбивая свою прибыль за счет напитков.

Моря синь

Едем дальше. Мы все время едем вдоль побережья, но моря не видим. И вот наконец расступаются деревья, расстояние до моря становится совсем небольшим… и мы наконец видим бескрайнюю синь с белой оборкой прибойных барашков.

Почти сразу после этого начинаются отели типа «баня: раздевалка через дорогу». То есть дорогой пятизвездочный отель, пляж которого находится через дорогу. Под дорогой есть пешеходный переход. Отели новые, зелени в них практически нет, и вид у них выхолощенный и унылый. С дороги видно всех отдыхающих на узкой полоске пляжа… Мы впервые радуемся своему выбору отеля. Мы потом еще порадуемся много раз, потому что рядом нет большого города, потому что нет нагромождения многоэтажных корпусов отелей...

Автобус подъезжает к очередному отелю, высаживает пассажиров и отдает багаж, и у нас есть примерно три-пять минут, чтобы рассмотреть отель поближе. Респектабельные пятизвездочные, с мрамором и автоматическими дверями, с пальмами и цветущими двухметровыми кустами, усыпанными розовыми, белыми цветами, похожими то на пионы, то на розы, то на… физалис какой-то.

Ехали мы, ехали...

Вот и наш отель. Гид провожает нас до ресепшена, нас приветствуют на русском языке, что приятно удивляет. Потом уже мы спокойно воспринимаем, что большинство турков вокруг говорят по-русски, даже наоборот, удивляет незнание русского и неумение высказаться хоть как-то на английском.

Нам надевают браслеты синего, а дочке - красного цвета. Сообщают, что заселение произойдет после 12 часов (мы прибыли в начале девятого), можно оставить чемоданы в специальной комнате и начать отдыхать на полную катушку, а именно: позавтракать и сходить в баню.

Мы топаем в столовую. Наш рот не закрывается от нахлынувшей вдруг на нас красоты и романтики. Территория отеля напоминает лучший из столичных парков, где каждый сантиметр ухожен и неслучаен. Вниз ведет дорожка с редкими ступеньками, параллельно ступенькам везде есть пандус.

Слева от дорожки небольшие пятачки, где под деревьями на лавочках можно посидеть. Маленький водоем с плавающими утками. Павлин, гуляющий у водоема, как у нас в деревнях гуляют по двору куры. Огромное дерево с блестящими плотными овальными листьями чуть больше ладони и свисающими вниз тонкими корнями-отросками. Как позже сообщит Ира, это - каучуковое дерево.

Внизу бассейн с голубой водой. Вода достает до самого края, никаких бортиков, перетекающая через край вода стекает в дренажную решетку по всем периметру бассейна. Идеальная чистота. Позже мы будем много раз наблюдать, как старательно персонал (в основном - молодые парни) очищают всю территорию: моют щетками плитку, отодвигают песок и воду с дорожек, перед завтраком чистят бассейн специальным пылесосом, поливают газоны и дорожку со ступеньками…

Завтрак. Это отдельная поэма. Мы оказываемся в центре муравейника, где все тащат что-то на тарелках к столикам, стоящим вокруг. Где брать тарелки, куда идти, что можно брать, а что нельзя, где налить кофе?... Эти вопросы мы задаем себе ровно три минуты. А через десять уже садимся за стол на террасе, бурно рассказывая друг другу, что где взяли. Розово-абрикосовые стулья и скатерти на террасе, пальмы и шум моря создают какую-то иддилию, сумасшедшее ощущение, что мы в сказке или во сне.

После завтрака идем к морю. Мы еще не переоделись после самолета, и ограничиваемся только тем, что топчемся босыми ногами в Средиземном море. Позже гид расскажет нам, что турки называют эту часть моря Белым морем, поскольку перед рассветом оно приобретает именно белый оттенок благодаря особо высокой концентрации соли. Говорят также, что в Белом море 22% соли и это третье в мире по степени солености море (перед ним - Мертвое, примерно 46% соли, и Красное).

Больше не медлим ни минуты. Бежим на ресепшн переодеваться (если можно назвать беготнёй максимально возможное быстрое перемещение по дорожке вверх, и про условия бани не забывайте!). Совсем скоро мы уже как полноценные граждане отеля валяемся на лежаке в купальниках, мажемся солнцезащитным кремом и окунаемся в море по самые уши.

Ветер перебирает длинные пальцы огромных высохших пальмовых листьев, из которых сооружены пляжные навесы-зонтики. Рядом шумит море. Горячий песок под ногами. Миша принес откуда-то стакан бесплатного холодного пива. Мы попали в рай…